Русская версия English version

Разработка фонда оценочных средств и оценка сформированности компетенций на основе матричной модели процесса обучения

В.П. Жуков

Вестник ИГЭУ, 2017 г. выпуск 5, сс. 53—58

Скачать PDF

Аннотация на русском языке: 

Состояние вопроса: В настоящее время в соответствии с требованиями новых нормативных документов необходимо дифференцированно учитывать полученные студентами знания, умения, навыки и уровень формирования определенной социально-личностной компетенции. Классифицировать все измерительные материалы по уровням обученности и затем отслеживать для каждого студента этот уровень является трудоемким мероприятием, требующим кратного увеличения временных и информационных ресурсов для проведения контроля и хранения его результатов. Для многоуровневой оценки обученности по ограниченной выборке задач в тесте адекватная оценка становится практически невозможной или требует существенного расширения числа предлагаемых для тестирования задач. Разработка ресурсосберегающих технологий получения дифференцированной оценки многоуровневой обученности является актуальным направлением проведения эффективного реформирования высшей школы. В связи с этим необходима разработка методики формирования фонда оценочных средств и оценки этапов формирования компетенций на основе моделирования  процесса обучения.

Материалы и методы: Для разработки модели оценки обученности и модели процесса обучения применяются методы математического моделирования, а также методы математической статистики и теории вероятности, которые хорошо себя зарекомендовали при решении прикладных задач.

Результаты: Разработана методика формирования фонда оценочных средств для дифференцированной оценки знаний, умений и навыков и уровней формирования компетенций обучающегося, построенная на матричной модели процесса обучения и  позволяющая при ограниченной выборке задач в тесте формировать многоуровневую оценку обученности студентов.

Выводы: Предложенная методика на основе ограниченной выборки задач теста позволяет обоснованно в рамках сделанных допущений проводить многоуровневую оценку обученности студента и определять этапы формирования у него определенной социально-личностной компетенции. При приемлемом уровне затрат временных и информационных ресурсов методика позволяет решать задачи, сформулированные в нормативных документах.

Список литературы на русском языке: 

1. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 132 с.

2. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 17–21.

3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.

4. Математическое моделирование и структурная оптимизация образовательных технологий / В.В. Комлев, В.П. Жуков, В.Е. Мизонов, Г.Г. Кадамцева // Вестник ИГЭУ. – 2006. – № 3. – С. 55–58.

5. Структурная оптимизация и управление качеством образовательных технологий / В.В. Комлев, В.П. Жуков, В.Е. Мизонов, Г.Г. Кадамцева // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 1. – С. 20–23.

6. Оптимизация структуры вузовского образования / Г.Г. Кадамцева, В.П. Жуков, В.Е. Мизонов, В.В. Комлев // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-19: материалы XIX Междунар. конф. – Воронеж, 2006. – Т. 4. – С. 182–183.

7. Вильсон А. Энтропийные методы моделирования сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 248 с.

8. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. – М.: Дрофа, 2004. – 207 с.

Ключевые слова на русском языке: 
фонд оценочных средств, уровень обученности, знания, умения, навыки, формирование компетенций, математическое моделирование, образовательный процесс.
Ключевые слова на английском языке: 
set of assessment tools, proficiency level, knowledge, abilities, skills, formation of competences, mathematical modeling, teaching process.
Индекс DOI: 
10.17588/2072-2672.2017.5.053-058
Количество скачиваний: 
11